Создание сущностей в CRM


Есть несколько способов создать сущность CRM в процессе работы чат-бота. 

Например, если у вас в настройках открытой линии включен чат-трекер, то Битрикс24 сам создаст сущность, когда клиент оставит свои контакты.



Но бывают сценарии, когда нужно самим создать сущность в CRM. Например, сделку.

Для этого нужно использовать действие "Создать сущность в CRM".

Перед тем, как создавать сущность действием бота, вам необходимо получить от пользователя необходимые данные, которые будут записаны в сущность CRM. Учтите, что в зависимости от типа сущности и от ваших настроек могут быть разные обязательные поля. По умолчанию это имя или название.

Рассмотрим на примере

Предположим, мы собираем статистику и хотим знать, откуда наши клиенты узнали о семинаре.
У нас есть списочное поле в сделке с вариантами ответа.
Задаём вопрос и записываем ответ в переменную.



Кроме вопроса про семинар у нас также есть обязательное поле у сделки - название.
Предположим, мы хоти записать туда телефон клиента. Спрашиваем его и записываем в другую переменную.



Теперь у нас есть 2 переменные, в одной хранится телефон клиента, в другой вопрос про семинар.
Добавляем действие "Создать сущность в CRM".

Сущность CRM - выбираем тип сущности, который нам нужно создать.
  • Лид
  • Контакт
  • Компания
  • Сделка


Направление - доступно только при выборе типа сущности "сделка", указывается направление в котором будет создана сделка.

Заполнение полей сущности - набор полей сущности, которые нужно заполнить, где:
  • Поле сущности - поле в сущности CRM, которое нужно заполнить. Обязательные поля нельзя удалить, они уже добавлены и действие не сохранится, если для них не указать значение.
  • Заполнить из - источник, откуда берутся данные для заполнения поля. Это может быть переменная, которая должна быть предварительно заполнена. Если переменная окажется пустая, а поле будет обязательным для заполнения - сущность не создастся.

В зависимости от типа поля сущности, ему будет доступен определённый набор переменных.
  • Системное поле E-mail - переменные с типом "E-mail".
  • Системное поле Телефон - переменные с типом "Телефон".
  • Привязка к элементам CRM - переменные с типом "Связь с сущностью CRM", также для таких полей можно указать взять CRM из чата, а не из переменной. 
  • Привязка к элементам инф. блоков - переменные с типом "Привязка к элементу списка".
  • Список - переменные с типом "Привязка к значению свойства типа Список".
  • Привязка к сотруднику - переменные с типом "Привязка к пользователю".
  • Ссылка - переменные с типом "Строка".
  • Даты - переменные с типом "Дата".
  • Строка или числовое поле - доступен любой тип переменных. При несоответствии типа поля и переменной из переменных с типами "Связь с сущностью CRM", "Привязка к элементу списка",  "Привязка к значению свойства типа Список", "Привязка к пользователю" запишется идентификатор (ID). Если в числовое поле записывается строка с текстом, то чат-бот всё равно попробует создать сущность, но из-за неправильного формата поле окажется пустым, а в случае если это поле обязательное, то сущность не создастся.
 
Записать результат в переменную - если вы хотите в дальнейшем работать именно с этой сущностью - сохраните её в переменную типа "Связь с сущностью CRM". Переменную можно создать в настройках (иконка с шестерёнкой) на вкладке "Переменные".





Связать созданную сущность с чатом - если параметр включен, чат-бот запомнит эту сущность и будет в дальнейшем её использовать. Важный момент! Если Битрикс24 ранее уже создал свою сущность аналогичного типа - чат-бот будет считать основной именно её, а не ту, которую вы создаёте вручную. Имеет смысл включать этот параметр, если Битрикс24 ещё ничего не создал сам или если у вас выключен чат-трекер. Иначе лучше записывать созданную сущность в переменную.



Для нашего сценария выбираем тип сущности - сделка. Поле сущности - обязательное для сделки "Название" и списочное поле с вопросом про семинар, указываем для них переменные в которые мы до этого сохраняли соответствующие ответы клиента. Мы предполагаем, что у клиента может быть много различных сделок и чтобы не потерять нужную - записываем результат в переменную.

В итоге мы получаем три узла:
  1. Спрашиваем у клиент телефон.
  2. Спрашиваем о том, как он узнал о семинаре.
  3. Создаём сделку с полученными ранее данными.




Обратите внимание, если в настройках открытой линии включен чат-трекер, то когда мы спрашиваем телефон - Битрикс24 ищет по нему подходящий контакт и если не находит - создаёт новый. В нашем случае он нашёл и контакт и сделку, связав их с чатом. Но это не та сделка, которая нам нужна, поэтому мы создаём свою.



Далее чат-бот записывает телефон в переменную и спрашивает клиента про семинар.



Записав ответ про семинар, чат-бот создаёт новую сделку и записывает её в переменную.